Вы можете рассказать о нас в соцсетях

Концепция НСБ - новая редакция 25.01.2015

Внимание, откроется в новом окне. Печать

 

 

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставлен неоконченный проект Концепции развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации (далее – Концепция), разработанный творческим коллективом Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Необходимость разработки нового варианта Концепции вызвана тем, что за последнее время в ходе научно-теоретических изысканий удалось сформулировать понятие негосударственной сферы безопасности (далее – НСБ), определить субъекты, входящие в состав НСБ, показать их место, роль и реальные возможности в обеспечении национальной и общественной безопасности, защите конституционного строя.

Актуальность разработки нового варианта Концепции вызвана еще и тем, что существенно обострилась международная обстановка, а также политическая и социально-экономическая ситуация в России. Уровень ряда рисков приобретает иное качественное состояние.

Настоящая Концепция находится в процессе разработки. Но принимая во внимание, что 10 февраля состоится III Всероссийское совещание НСБ, в рамках которого мы проводим заседание секции «Актуальные проблемы правового регулирования охранной и детективной деятельности», принято решение ознакомить бизнес-сообщество с данным документом.

Творческий коллектив Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.

В.А. Ананьев, директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития»

В.И. Шестаков, профессор, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции

Проект

Концепция развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации

Введение

Концепция развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом требований Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Цель разработки Концепции - консолидация усилий в сфере обеспечения национальной безопасности, определение места, роли и возможностей негосударственной сферы безопасности (далее – НСБ) в обеспечении национальной безопасности, анализ современного состояния предпринимательской и иной деятельности ее субъектов,2 прогнозирование путей и способов устойчивого развития указанной сферы экономики, поиск новых форм участия НСБ в обеспечении национальной безопасности.

Для достижения указанных целей в Концепции:

сформулировано понятие НСБ;

определены субъекты, входящие в состав НСБ, показаны их место, роль и реальные возможности в обеспечении национальной безопасности;

дан анализ современного состояния НСБ и осуществляемой ее субъектами деятельности;  прописаны основные направления развития НСБ с учетом объективно складывающейся в настоящее время ситуации в экономике в целом; предложены пути, способы и направления достижения поставленных в Концепции целей;

названы формы и механизмы партнерства государства и НСБ.

I. Общие положения

Концепция развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации (далее именуется – Концепция) представляет собой систему научно обоснованных идей, взглядов на негосударственную сферу безопасности как части негосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, ее приоритетные направления и пути развития.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области безопасности.

Под негосударственной сферой безопасности в настоящей Концепции понимается относительно самостоятельная составная часть негосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, субъекты которой осуществляют на коммерческой основе предпринимательскую деятельность в целях защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, способствуют осуществлению указанной предпринимательской деятельности, занимаются подготовкой специалистов в области безопасности, а также защищают корпоративные интересы в рамках общественных объединений.

Концепция определяет место и роль НСБ в обеспечении национальной безопасности, круг входящих в НСБ субъектов, содержит анализ современного состояния указанной сферы, прогнозирует ее дальнейшее совершенствование и развитие, содержит конкретные предложения по использованию возможностей НСБ в интересах обеспечения национальной безопасности.  Необходимость разработки Концепции обусловлена следующими обстоятельствами:

- отсутствием концептуальных подходов к определению понятия НСБ и перечня субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности, места и роли НСБ в обеспечении национальной безопасности;

- отсутствием четких представлений относительно потенциальных возможностей НСБ в обеспечении национальной безопасности;

3 - отсутствием анализа современного состояния НСБ и приоритетных направлений развития данной сферы;

- неопределенностью механизма развития НСБ.

11. Место и роль НСБ в обеспечении национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет понятие «национальная безопасность" как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Новая система обеспечения национальной безопасности, основные направления которой определены в Федеральном законе «О безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, ставит состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной системы обеспечения национальной безопасности.

В состав ее субъектов в теории обычно включают:

- органы местного самоуправления; - негосударственный (частный) нотариат; - адвокатура; - частные охранные организации и частные детективы;

- общественные объединения и отдельные граждане. Составной частью (подсистемой) негосударственной системы обеспечения национальной безопасности является НСБ. Она объединяет субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, деятельность которых является предпринимательской и в соответствии с законодательством имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности.

В состав НСБ входят:

- частные охранные организации;

- частные детективы;

- коммерческие организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере пожарной безопасности;

- коммерческие организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере технической безопасности;

- коммерческие организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере информационной безопасности;

- коммерческие организации – производители технических и специальных средств защиты, оружия; - производители и поставщики систем безопасности;

- негосударственные образовательные учреждения;

4 - научные учреждения, занимающиеся разработкой проблем негосударственной сферы безопасности;

- общественные объединения;

- некоммерческие партнёрства;

- иные участники рынка безопасности.

Среди субъектов НСБ особое место в обеспечении национальной безопасности занимают частные охранные организации и частные детективы. Это обусловлено целями осуществляемой ими деятельности и имеющимися у них потенциальными возможностями. В соответствии с законодательством в сфере охраны и сыска частная охранная и детективная деятельности осуществляются в целях защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, являются одним из средств обеспечения национальной безопасности. Частные охранные организации охраняют объекты транспорта и транспортной инфраструктуры в целях недопущения актов незаконного вмешательства, а также объекты, потенциально опасные в террористическом отношении, обеспечивают порядок в местах проведения массовых мероприятий. Обеспечивая надежную охрану более полумиллиона объектов различного назначения, частные охранные организации тем самым не только защищают права и законные интересы бизнеса, но и принимают активное участие в решении государственной задачи по предупреждению и пресечению преступлений.

Практика последних лет наглядно свидетельствует о том, что ни борьба с преступностью, ни борьба с терроризмом уже не могут быть в достаточной мере эффективными без использования возможностей частной охраны. Субъекты частной охраны, кроме того, реально являются неотъемлемой частью сложившейся системы безопасности городов, населенных пунктов и муниципальных образований. Их способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата. Реализуя предоставленное законом право на оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, частные охранные организации и детективы принимают активное участие в обеспечении общественной безопасности, борьбе с преступностью. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов по защите прав законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Охранное сообщество располагает уникальными, по сравнению с другими отраслями бизнеса, ресурсными возможностями для реального участия в обеспечении национальной безопасности. Численность частных охранных организаций составляет около 25 тысяч, в них работают около 700 тысяч частных охранников. Ими охраняется более 700 тысяч объектов различного назначения, в том числе потенциально опасных в террористическом отношении. Большая часть работников частных охранных организаций ранее служили в органах внутренних дел (более 100 тыс. чел.), органах безопасности (более 8 тыс. чел.), других правоохранительных органах и Министерстве обороны Российской Федерации (более 47 тыс. чел.).

На вооружении частных охранных организаций находится более 90 тыс. единиц различных видов оружия. Целый ряд частных охранных организаций осуществляет охранные услуги с использованием групп быстрого реагирования, вооруженных специальными средствами и служебным оружием.

Частные охранные организации обладают высокой мобильностью, технически оснащены и вооружены, при необходимости могут быть эффективно использованы для обеспечения национальной, общественной и экономической безопасности, защиты конституционного строя.5

Негосударственная сфера безопасности включает в себя, частные организации, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере пожарной, технической и информационной безопасности (более 1 млн. чел.). При тесном взаимодействии они способны повысить возможности частных охранных организаций.

По данным экспертов, негосударственная сфера безопасности в общей сложности объединяет более 2 миллионов человек и способна при необходимости участвовать в решении масштабных государственных задач.

Для реализации имеющегося потенциала негосударственных структур безопасности имеются все необходимые правовые и организационные предпосылки:

1. Законодательство в сфере частной охраны предоставляет частным охранным организациям оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении порядка, оказывать услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, а также охранять объекты, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

2. Негосударственные структуры безопасности представляют собой достаточно сорганизованное сообщество. Значительная их часть объединена в рамках ряда корпоративных и общественных объединений, а также Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В целях более эффективного использования возможностей негосударственных структур безопасности необходимо:

1. Придать Концепции статус официального документа.

2. Включить субъекты негосударственной сферы безопасности в силы и средства национальной безопасности, предусмотренные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

3. Внести соответствующие изменения в законодательство в сфере охраны (расширить полномочия частных охранников, предоставить право муниципальным образованиям привлекать частные охранные организации для обеспечения порядка на территории указанных образований и др.).

4. Определить в нормативных правовых актах место и роль негосударственных структур безопасности в обеспечении национальной и общественной безопасности, защите конституционного строя.

5. На базе негосударственных образовательных учреждений организовать подготовку частных охранников по вопросу обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.

6. В целях отработки практических навыков при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий проводить совместные с органами внутренних дел учения и тренировки.

Раздел III Анализ современного состояния НСБ

Раздел IV Факторы, влияющие на развитие НСБ

Факторы экономического характера

правового

организационного

Раздел V Приоритетные направления развития НСБ

Приоритетные направления развития НСБ

- в целом для НСБ - для частной охраны и детективов

-для субъектов обеспечения

-для иных

Раздел VI

111.Современное состояние негосударственной сферы безопасности

Экономический аспект, проблемы

Заключение

Представляется важным определить основные направления взаимодействия с государственными органами исполнительной и законодательной власти. На мой взгляд, приоритетными направлениями взаимодействия являются:

1. Участие частных охранных организаций и детективов в обеспечении национальной и общественной безопасности, защите конституционного строя.

Взаимодействие по данному направлению должно быть в центре внимания как охранного сообщества и детективов, так и соответствующих государственных органов.

В целях более эффективного использования возможно

Негосударственная сфера безопасности является составной частью негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, которая в свою очередь входит составной частью системы обеспечения национальной безопасности. . Соотношение – негосударственная система более широкое понятие, оно включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации. В данной концепции под НГСБ понимаются только коммерческие организации и общественные корпоративные объединения этих организаций.

Далее показать место и роль НСБ в решении задач обеспечения национальной безопасности. Субъекты НСБ являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, а осуществляемая ими деятельность одним из средств ее обеспечения.  Деятельность субъектов НСБ успешно сочетает частные и публичные интересы. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций. Отличие их от деятельности органов МВЖ, ФСБ и ФСО состоит в том, что их деятельность является предпринимательской . Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе.

Обеспечение национальной безопасности РФ – это деятельность не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов, их практическую реализацию.

2.2. Система обеспечения национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности состоит из государственной и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О безопасности» государственную систему обеспечения национальной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Негосударственную систему обеспечения национальной безопасности составляют граждане, общественные и иные организации и объединения, оказывающие содействие в обеспечении безопасности.

Таким образом, в систему обеспечения национальной безопасности входят органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественные и иные организации и объединения, граждане.

Субъекты негосударственной системы обеспечения национальной безопасности:

органы местного самоуправления;

негосударственный (частный) нотариат;

адвокатура;

частные охранные организации и частные детективы;

общественные объединения и отдельные граждане.

Необходимо подчеркнуть, что обе системы обеспечения национальной безопасности – негосударственная и государственная должны работать в тесном взаимодействии. Однако на практике четкого порядка в организации такого взаимодействия еще нет. Более того, наблюдается тенденция превратить эти системы не во взаимодополняющие, а в альтернативные, что влечет за собой непонимание и сложности в отношениях.

Для устранения многих сложностей в отношениях двух систем необходимо сделать их взаимодействие добровольным и взаимовыгодным. Цель такого сотрудничества должна заключаться в том, чтобы государственная и негосударственная системы функционировали бы как союзники, дополняя усилия друг друга в деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

2.3. Участие частных охранных организаций в обеспечении национальной безопасности

Частные охранные организации являются одним из субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, а осуществляемая ими частная охранная деятельность служит одним из основных средств обеспечения безопасности. Такой вывод позволяет сделать анализ законодательства в сфере безопасности и юридической литературы по соответствующей проблематике.

Законодательство (классификатор ООН, нормы ВТО, относят частную охранную деятельность в раздел « расследование и безопасность», тем самым подчеркивая тесную связь частной охранной деятельности с обеспечением безопасности. В Указе Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" частная охранная деятельность отнесена к одному из средств обеспечения безопасности. Поэтому представляется не только не обоснованным, но и противоречащим законодательству в сфере безопасности, не включение в Федеральном законе «О транспортной безопасности» в состав подразделений транспортной безопасности и сил обеспечения транспортной безопасности частные охранные организации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность осуществляется в8 целях защиты прав и законных интересов заказчиков охранных услуг. Нацеленность указанной деятельности свидетельствует о ее направленности на обеспечение безопасности личности, общества, экономической безопасности и вследствие этого на обеспечение национальной безопасности.

В юридической литературе (см., например, Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности) частные охранные организации, осуществляющие частную охранную деятельность, включены в качестве одного из субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. Поэтому термин негосударственная сфера безопасности, употребляемый в охранном сообществе не является научным, а скорее бытовым, не отражает сущности охранной деятельности, места и роли охранных организаций как одного из субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. В связи с этим представляется более правильным употреблять вместо указанного термина словосочетание « негосударственная система обеспечения национальной безопасности», «негосударственная система обеспечения безопасности». Для того чтобы отделить частные охранные организации, детективов и организации, обеспечивающие указанные виды деятельности, от других субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности (органы местного самоуправления, частный нотариат, адвокатура и другие общественные объединения) необходимо дать пояснение, что в данном случае термин «негосударственная система обеспечения безопасности» включает только те субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на обеспечение национальной безопасности на коммерческой основе, а также общественные объединения, созданные в этой сфере.

Основные задачи, решаемые частными охранными организациями и общественными объединениями в этой сфере в целях обеспечения национальной безопасности:

организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.п.; разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности.

Из концепции экономического развития

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально- экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно9 частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции; развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально- экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития "демократия - человек - технологии", Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Основу устойчивого экономического роста формирует первый тип институтов - гарантии базовых прав.

Для повышения эффективности политико-правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства необходимо решение следующих проблем:

действенная защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;

проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, а не регистрироваться в офшорах и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

борьба с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных хозяйственных структурах (естественных монополиях). Это требует радикального повышения прозрачности, изменения системы мотивации, противодействия криминальному использованию10 государственными служащими служебного положения в личных интересах в целях содействия бизнесу, созданию необоснованных административных ограничений бизнеса, усиления ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением, в том числе на основании косвенных признаков коррупции (принцип незаконного обогащения);

существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

принятие специальной программы обеспечения открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти, включающей четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых ими решениях, а также тщательная регламентация деятельности органов власти;

предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность; совершенствование системы контроля и надзора, предполагающее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечение эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);

исключение возможности использования проверок и инспекций для остановки бизнеса и уничтожения конкурента; повышение эффективности управления государственным имуществом, включая последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения;

сокращение объема имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

ограничение выведения из сферы образования и здравоохранения инфраструктуры лечебных и образовательных учреждений с целью стимулирования развития механизмов частно-государственного партнерства в социальной сфере;

развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно- государственного партнерства. Это предполагает поддержку самоорганизации граждан, объединяющихся с целью совместной защиты своих конституционных прав, контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, взаимопомощи и добровольного участия в решении социальных проблем, развитии образования, здравоохранения и культуры. Государство будет систематически сотрудничать с общественными структурами, содействующими утверждению законности, искоренению коррупции и произвола недобросовестных чиновников. Будут созданы благоприятные условия для развития саморегулируемых организаций бизнеса и потребителей с передачей им ряда государственных функций. Получат развитие механизмы взаимодействия органов власти с гражданским обществом, в том числе общественная экспертиза готовящихся решений, общественные советы и слушания. Существенно возрастет роль изучения общественного мнения в определении приоритетов политики государства и оценке деятельности органов власти;

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/194365/#text#ixzz3QxMopARf11

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/194365/#text#ixzz3QxB1YyY0

Концепцией определяются источники угроз общественной безопасности в РФ, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основе законодательства РФ.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации 20 ноября 2013 года, 13:20

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации.

2. Настоящей Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации (далее также – общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (далее – силы обеспечения общественной безопасности). Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;

д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Сфера -Область, место, пределы, в к-рых существует, действует, развивается, применяется что-н. Негосударственная сфера безопасности является составной частью негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, которая в свою очередь входит составной частью системы обеспечения национальной безопасности. . Соотношение – негосударственная система более широкое понятие, оно включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации. В данной концепции под НГСБ понимаются только коммерческие организации и общественные корпоративные объединения этих организаций.

Далее показать место и роль НСБ в решении задач обеспечения национальной безопасности. Субъекты НСБ являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, а осуществляемая ими деятельность одним из средств ее обеспечения.

Деятельность субъектов НСБ успешно сочетает частные и публичные интересы. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций. Отличие их от деятельности органов МВЖ, ФСБ и ФСО состоит в том, что их деятельность является предпринимательской . Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе.

Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

4. Концепция определяет предпосылки, содержание и порядок действий по обеспечению социальной обоснованности и эффективности уголовного законодательства и практики его применения. Она является основой для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов в области совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а также основой для оценки и последующей корректировки уголовно-правовой политики.

на основе Конституции, законодательства, регламентирующего их деятельность, теории и анализа деятельности субъектов НСБ.

Новая система обеспечения национальной безопасности России, основные контуры которой обозначены в законе Российской Федерации «О безопасности», не ограничивается лишь государственным уровнем. В нее органично включаются и общество и отдельные граждане.13

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, ставит состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной системы обеспечения национальной безопасности.

В качестве субъекта обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

- органы местного самоуправления;

- негосударственный (частный) нотариат;

- адвокатура;

- негосударственные охранные организации и частные детективы;

- общественные объединения и отдельные граждане.

Среди субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности важное место занимают субъекты, входящие в негосударственную сферу безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, ставит состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности являются субъекты государственной и частной охраны. Их роль в системе обеспечения национальной безопасности более чем значительна. По данным экспертов в сфере охраны в настоящее время занято более двух миллионов российских граждан. Осуществляемая субъектами государственной и частной охраны деятельность направлена на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом они не только решают задачи, связанные с обеспечением личной и экономической безопасности, но и активно участвуют в предупреждении и пресечении преступлений против жизни и здоровья, собственности, а также оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Более того, практика последних лет наглядно свидетельствует о том, что ни борьба с преступностью, ни борьба с терроризмом в настоящее время уже не могут быть в достаточной мере эффективными без использования сил и ресурсов государственной и частной охраны. Субъекты частной охраны, кроме того, реально являются неотъемлемой частью сложившейся системы безопасности городов, населенных пунктов и муниципальных образований. Их способность обеспечивать защиту частной собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата. Изложенное наглядно свидетельствует о том, что эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности а, следовательно, и состояние национальной безопасности, находятся в прямой зависимости от эффективности охранной деятельности, осуществляемой субъектами государственной и частной охраны. В свою очередь эффективность охранной деятельности, её дальнейшее совершенствование в значительной мере зависит от

Для того чтобы отделить частные охранные организации, детективов и организации, обеспечивающие указанные виды деятельности, от других субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности (органы местного самоуправления, частный нотариат, адвокатура и другие общественные объединения) необходимо дать пояснение, что в данном случае термин «негосударственная система обеспечения безопасности» включает только те субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на обеспечение национальной безопасности на коммерческой основе, а также общественные объединения, созданные в этой сфере.

Основные задачи, решаемые частными охранными организациями и общественными объединениями в этой сфере в целях обеспечения национальной безопасности:

организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.п.;

разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации.

2. Настоящей Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации (далее также – общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (далее – силы обеспечения общественной безопасности). Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, ставит состояние национальной безопасности в прямую зависимость от эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Одним из важных элементов этой системы

Сфера -Область, место, пределы, в к-рых существует, действует, развивается, применяется что-н. Негосударственная сфера безопасности является составной частью негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, которая в свою очередь входит составной частью системы обеспечения национальной безопасности. . Соотношение – негосударственная система более широкое понятие, оно включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации. В данной концепции под НГСБ понимаются только коммерческие организации и общественные корпоративные объединения этих организаций.

Далее показать место и роль НСБ в решении задач обеспечения национальной безопасности. Субъекты НСБ являются субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, а осуществляемая ими деятельность одним из средств ее обеспечения.

Деятельность субъектов НСБ успешно сочетает частные и публичные интересы. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций. Отличие их от деятельности органов МВЖ, ФСБ и ФСО состоит в том, что их деятельность является предпринимательской . Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе.

При разработке указанной единой государственной политики следует определить перспективы развития различных видов охраны (государственной и частной), очертить круг субъектов рынка охранных услуг и их полномочия, четко сформулировать критерии разграничения объектов охраны между государственной и частной охраной. Принципиально важна для дальнейшего развития частной охраны и охранного законодательства позиция государства относительно будущего вневедомственной и ведомственной государственной охраны - останутся ли они в перспективе участниками рынка охранных услуг или их сфера деятельности в целях экономии средств налогоплательщиков, приведения российского законодательства в сфере охраны с нормами ВТО будет поэтапно сокращаться.

Концепция развития негосударственной системы безопасности Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления участия негосударственных организаций (структур) безопасности (далее – НСБ) в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Под негосударственной системой безопасности понимается совокупность видов экономической деятельности по правомерному обеспечению защиты личных и имущественных интересов физических и юридических лиц уполномоченными на то организациями (физическими лицами) в рамках их полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

НСБ является субъектом негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. Наряду с другими субъектами (органами местного самоуправления, частного нотариата, адвокатуры, общественными объединениями и отдельными16 гражданами) их деятельность направлена на поддержание стабильности в стране, создание условий, способствующих уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.

Настоящая Концепция служит основой для:

1. формирования государственной политики в сфере защиты экономических интересов Российской Федерации негосударственными структурами безопасности;

2. включения структур негосударственной системы безопасности в силы и средства национальной безопасности, предусмотренные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и на последующие периоды;

3. подготовки предложений по развитию и совершенствованию правового, методического, научно-технического, профессионально-образовательного и организационного обеспечения деятельности НСБ негосударственных структур безопасности;

4. разработки целевых программ участия НСБ негосударственных организаций безопасности в обеспечении экономической безопасности национальной и общественной безопасности, защите конституционного строя Российской Федерации,защите личных и имущественных интересов граждан и юридических лиц.

1. определения места и роли НСБ в национальной и общественной безопасности, защите конституционного строя;

2. развития механизмов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности;

Настоящая Концепция разработана:

1. исходя из анализа уровня качества жизни граждан Российской Федерации и текущего состояния безопасности личности, общества и государства, в интересах стабильного развития экономики страны, формирования цивилизованных рыночных отношений, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, защищенности бизнеса и граждан от внутренних и внешних угроз;

2. с учетом многолетнего опыта работы частных детективов и охранных организаций по оказанию специализированных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества, обеспечению общественного порядка, внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны, охраны объектов с массовым пребыванием людей, объектов которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, проведению консультаций и подготовке рекомендаций физическим и юридическим лицам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и др. (после принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 года №2487-1);

3. с учетом практики работы зарубежных негосударственных структур безопасности, а также в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

1. исходя из современного состояния международной, внутриполитической и социально-экономической обстановки в стране;

2. в интересах укрепления суверенитета России, развития механизмов рыночной экономики, защиты интересов общества, государства и личности от внешних и внутренних угроз;

3. с учетом отечественного и зарубежного опыта НСБ, вступления России во всемирную торговую организацию.

II. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является всестороннее содействие органам государственной власти в формировании единой политики в негосударственной сфере безопасности, создание на общегосударственном уровне системы функционирования негосударственных структур (организаций) безопасности в интересах защиты всех видов собственности, имущественных и личных интересов граждан, повышение эффективности участия негосударственной системы безопасности в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Целью Концепции является содействие федеральным органам власти в совершенствовании единой государственной политики в области национальной и общественной безопасности, защиты конституционного строя, создание условий для развития негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, формирования механизмов общественного управления сферой НСБ.

Для достижения настоящей цели предполагается последовательное решение следующих задач:

1. эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

2. формирование альянса государственной власти и частного бизнеса на основе государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивого социально- экономического развития страны;

3. формирование законодательных основ для развития и совершенствования деятельности негосударственных организаций (структур) безопасности;

4. создание общероссийского объединения работодателей негосударственной сферы безопасности, в целях развития социального партнерства, на основе трехсторонних комиссий, как в общероссийском масштабе, так и на местах;

5. создание при Правительстве Российской Федерации органа, регулирующего деятельность негосударственной системы безопасности;

6. создание в Общественной палате Российской Федерации Комиссии по проблемам развития и совершенствования деятельности негосударственных организаций (структур) безопасности, общественных объединений негосударственной системы безопасности, включению их представителей в общественные советы при правоохранительных органах государственной власти;

7. разработка и заключение отраслевого трехстороннего Соглашения на уровне Правительства Российской Федерации – объединения работодателей негосударственной системы безопасности и представителей работников (профсоюзов) негосударственных организаций (предпринимателей) безопасности;

8. подготовка предложений о мерах экономического стимулирования деятельности субъектов негосударственной системы безопасности путем снижения тарифов за счет страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование с внесением изменений в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009г №212-ФЗ «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027гг.». Подпункт 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009г. №212- ФЗ дополнить подпунктом 11)Деятельность негосударственных предприятий безопасности;

9. подготовка предложений по внесению дополнений в пункт 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации под пунктом: 11) Добровольное страхование рисков, связанных с оказанием услуг по правомерной защите собственности и других ресурсов организаций;

10. создание трехуровневой системы подготовки кадров для негосударственных организаций (структур) безопасности: среднее профессиональное образование – специализированные колледжи, высшее профессиональное образование – специализированные18 кафедры ВУЗов, послевузовское профессиональное образование – переподготовка и повышение квалификации менеджеров высшего звена - Высшие учебные и научные учреждения;

11.рассмотрение и принятие Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации кодов профессий по видам негосударственных услуг в сфере обеспечения безопасности;

12.рассмотрение возможности использования материально-технической базы ДОСААФ Российской Федерации для повышения уровня профессиональной подготовки руководителей и сотрудников негосударственных организаций (структур) безопасности;

13.подготовка предложений уполномоченным органам Российской Федерации по учету возможностей организаций (структур) негосударственной системы безопасности при разработке и принятии технических регламентов и стандартов по антикриминальной и антитеррористической защите объектов;

14.подготовка предложений по осуществлению единой тарифной политики в негосударственной системе безопасности;

15.разработка и утверждение критериев оценки качества работы негосударственных организаций (структур) безопасности;

16.подготовка предложений по принятию общероссийского профессионального «Кодекса чести» для руководителей и сотрудников негосударственных организаций (структур) безопасности; 17.подготовка предложений для Министерства здравоохранения Российской Федерации в части определения и утверждения перечня медицинских учреждений на территории Российской Федерации, осуществляющих медицинское освидетельствование и выдачу справок установленной формыруководителям и сотрудникам негосударственных организаций (структур) безопасности;

18.подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в приложение №1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране»;

19. создание единого информационного пространства средств массовой информации негосударственной сферы безопасности в целях пропаганды интересов и достижений отрасли и поднятия профессионального престижа.

1. подготовка законодательных предложений для федеральных органов власти по вопросам участия НСБ в реализации государственной политики в области национальной и общественной безопасности, защиты конституционного строя.

2. законодательное закрепление места и роли НСБ в обеспечении национальной и общественной безопасности, защиты конституционного строя, в том числе и в военное время;

3. содействие развитию правовых основ деятельности НСБ, включая формирование новой отрасли права – охранного законодательства, научно-практического центра НСБ, организацию научной и научно-практической деятельности по вопросам развития НСБ, законодательное утверждение Концепции развития охранного законодательства Российской Федерации и Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в сфере охранной деятельности»;

4. оказание организационно-методической помощи федеральным органам исполнительной власти в проведении категорирования объектов на предмет формирования перечня объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность;

5. организация работы по уточнению профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов для работников НСБ; приведение действующих стандартов профессий рабочих и должностей служащих в соответствие с законодательством, разработка и утверждение новых профессиональных стандартов;

6. совершенствование системы подготовки кадров для НСБ, включая повышение качества подготовки специалистов в рамках негосударственных образовательных учреждений и создание трехуровневой системы обучения: среднее профессиональное19 образование – специализированные колледжи, высшее профессиональное образование – специализированные кафедры ВУЗов, послевузовское профессиональное образование (переподготовка и повышение квалификации менеджеров высшего звена) - высшие учебные и научные учреждения; 7. формирование общественных структур управления НСБ, в том числе Совета при Президенте Российской Федерации по работе с НСБ; 8. создание в Общественной палате Российской Федерации Комиссии по проблемам развития деятельности НСБ и их общественных объединений, наделив ее полномочиями по осуществлению общественного контроля за органами законодательной и исполнительной власти, в части касающейся деятельности НСБ, в том числе путем включения их представителей в общественные советы при органах исполнительной власти;

9. содействие совершенствованию взаимодействия НСБ с правоохранительными и силовыми структурами по вопросам обеспечения национальной и общественной безопасности, защиты конституционного строя, в том числе в военное время;

10. способствование развитию в рамках негосударственной системы обеспечения национальной безопасности процессов интегрирования объектов охраны в территориальные комплексы, оснащенные техническими средствами для мониторинга тревожных сигналов, своевременного обнаружения и пресечения антитеррористических и криминальных угроз; 11. развитие взаимодействия НСБ с другими субъектами негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в целях поддержания порядка на территории муниципальных образований;

12. подготовка предложений по подготовке и утверждению технических регламентов для технических средств охраны и защиты, совершенствованию центров сертификации, разработке и внедрению целевых программ по комплексной защите групп объектов и территорий с помощью технических средств охраны и защиты;

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

III. Основные принципы Концепции

Основными принципами Концепции являются:

1. соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности НСБ негосударственных организаций безопасности;

2. партнерство государства, бизнеса и гражданского общества в вопросах обеспечения экономической безопасности, защите собственности и иных ресурсов предпринимателей и граждан;

3. государственные органы определяют и регулируют нормативно-правовую базу негосударственной системы безопасности и формируют перечень видов экономической деятельности субъектов негосударственной безопасности, зону их ответственности и порядок взаимодействия с правоохранительными органами государства;

4. собственник (учредитель), работодатель определяет организационно-правовые формы негосударственных организаций (структур) безопасности, их функции и виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; 5. внедрение достижений научно-технического прогресса, современных информационно-аналитических технологий в деятельности негосударственных структур безопасности;

6. кадровое формирование негосударственных организаций безопасности осуществляется за счет бывших сотрудников внутренних дел, внутренних войск МВД РФ, органов безопасности, других правоохранительных органов, военнослужащих Министерства обороны РФ, а также граждан Российской Федерации, имеющих специальную подготовку в профильных учебных заведениях страны;

7. неучастие в политической деятельности негосударственных структур безопасности, отказ от создания в них первичных организаций политических партий, политических движений и др.;

8. взаимодействие негосударственных организаций безопасности с правоохранительными органами с целью снижения уровня преступности, правонарушений и обеспечения защиты собственности, поддержания общественного порядка осуществляется на основе государственно-частного партнерства;

9. равнодоступность к услугам государственных и негосударственных организаций на основе создания конкурентной среды в сфере обеспечения безопасности граждан, бизнеса и защите различных видов собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

10. государственные органы, в рамках своих полномочий, осуществляют регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью негосударственных организаций безопасности по выполнению требований законов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе в части оборота оружия, использования специальных средств, выполнения лицензионных требований, организации обучения, переподготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников указанных организаций и др.;

11. осуществление общественного контроля за результатами деятельности негосударственных структур безопасности, в том числе внутренний контроль профессионального сообщества в форме саморегулируемых организаций с перспективой передачи им в дальнейшем избыточных государственных функций и полномочий.

IV. Механизм реализации Концепции

Для достижения цели Концепции формируется система управления по ее реализации на основе комплексного плана мероприятий («дорожная карта» до 2020 года) и создание перспективной модели функционирования негосударственной системы безопасности. При этом приоритетными направлениями являются модернизация экономических механизмов функционирования негосударственной системы безопасности, развитие ее материально- технической базы и повышение уровня социальной защищенности сотрудников негосударственных организаций (структур) безопасности.

Концепция предполагает следующие виды негосударственных услуг по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

1. комплексное обеспечение защиты собственности, личных и имущественных интересов граждан;21

2. обеспечение экономической безопасности юридических и физических лиц;

3. обеспечение информационной безопасности юридических и физических лиц;

4. обеспечение общественной безопасности;

5. детективная (сыскная) деятельность;

6. охранная деятельность;

7. обеспечение техническими средствами и устройствами защитыличности и бизнеса;

8. частный нотариат;

9. адвокатура;

10. объединения граждан правоохранительной направленности.

Отдельные виды деятельности НСБ в негосударственной системе безопасностирегулируются соответствующими законами Российской Федерации.

Концепция призвана стать важным фактором средством реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Прогноз развития рынка охранных услуг на 2012-2017 гг.

Рынок охранных услуг России в ближайшие годы будет прирастать в среднем 14-15% в год. При этом, основными драйверами роста станут как количественное увеличение числа потребителей, так и качественные изменения в спросе на охранные услуги. В настоящее время насыщенность рынка охранных услуг составляет около 64%, причем около половины рынка приходится на организации, подчиненные государственным структурам. Оставшаяся часть рынка находится в руках частных охранных предприятий.

Наиболее востребованной охранной услугой сегодня является охрана объектов, и в ближайшие годы эта ситуация кардинально меняться не будет. Происходят изменения в структуре самой услуги, где физическая охрана объекта начинает уступать свои позиции охране пультовой, более дешевой и эффективной. Развитие рынка охранных услуг в дальнейшем будет происходить дифференцированно. Услуги физической охраны по-прежнему будут востребованы промышленными предприятиями, офисными объектами, бизнес-центрами, ресторанной сетью, гостиничным сектором. Для того чтобы удержаться и продолжать эффективно работать на рынке, охранные предприятия стремятся оказывать наиболее полный комплекс услуг. Причем, базовым направлением является все большее развитие технических средств охраны.

В своем развитии рынок охранных услуг сталкивается и с барьерами. Одним из них является текущее законодательство, в частности Федеральный Закон 272 от 2010 года, по которому были введены ограничения в части лишения частных охранных организаций права оказывать услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. В результате, ЧОПы оказались отрезаны от значительной части своих клиентов.

Также значимым фактором является и статус государственных предприятий на рынке охранных услуг. Это ситуация, когда структуры МВД, с одной стороны, контролируют охранные организации, и в то же время имеют в своем составе подразделение, которое является прямым конкурентом ЧОПов.

Таким образом, объем полномочий по правовой регламентации у вневедомственной охраны значительно больше, чем у ЧОПа. Это особенно заметно, при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, различных задержаний и проверок документов. И для вневедомственной охраны в законодательстве объем полномочий прописан гораздо четче, чем для частных охранных организаций, несмотря на недавние22 поправки. Подобные ситуации ведут к системным проблемам между государственной и частной охраной.

Страница 58 из 11823

Компания IndexBox © 2013 www.indexbox.ru Рынок охранных услуг. Маркетинговое исследование | Март 2013 г. Открытое инициативное исследование

Рынок РФ делят между собой порядка 30 тысяч охранных предприятий, причем в Москве работают около 5000 компаний. Количество компаний на рынке возрастает с каждым годом, однако существует тенденция к укрупнению активов для успешного функционирования на рынке. Части компаний приходится демпинговать и переходить к стратегии выживания. Значительную часть составляют подразделения компаний, выведенные за штат. Численность работников таких частных охранных предприятий не превышает 50 человек, а годовой оборот — 10 млн. рублей. Крупные же охранные предприятия объединяют 1—1,5 тыс. сотрудников, оборот таких ЧОПов в Москве составляет $30 млн., а в регионах порядка $10 млн. Подобные «гиганты» рынка, как правило, имеют в своем распоряжении огнестрельное оружие, группы оперативного реагирования и оказывают услуги личных телохранителей.